450-летие присоединения Башкирии к России: Николо-Березовка первое русское поселение
450-летие присоединения Башкирии к России: Николо-Березовка первое русское поселение «за Камой»
450-летие присоединения Башкирии к России, которое в эти дни празднуется на моей родине, полностью совпадает по датам с основанием села Николо-Березовка на восточном (уральском) берегу реки Камы, где ранее было древнее Русское море («Старцева Гора и многоэтажная Кама»). Как я писала и в своей биографии, и в статьях о Березовской чудотворной иконе Николы-Закамского, село это является самым ранним русским поселением за Камой. И с ним связана судьба многих носителей фамилии Ярославовы, удивительным образом переплетающаяся с историей иконы.
Рассказ о том, как вольные русские мужики переселялись в земли современной Башкирии, опубликованный в «Вечерней Тюмени» («Вторая жизнь с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского») и переданный с земляками нефтекамскому поэтическому сообществу, вызвал большой интерес у моих единомышленников: как в связи с юбилеем Башкирии, так и в связи с опубликованием, новых ранее не известных им фактов. Встречно мне передали приглашение от земляков посетить место своего рождения и провести Круглый стол по истории покорения закамских земель в рамках юбилейных мероприятий. И хотя я сейчас не имею возможности быть у Свято-Никольского храма, тем не менее, остаюсь верной теме и хочу дополнить важными деталями историю Николо-Березовки и связанную с ней историю рода Ярославовых.
«Подсказку» мне сделала Ярославова Александра Николаевна, молодой, но уже известный в Уфе специалист в области Public Relation (Башинформ). На удивление, она оказалась не только полной тезкой своей прабабушки, но и тезкой мамы моего отца Бориса Романовича — Александры Николаевны Ярославовой. Более того, судьба этой ветки Ярославовых, также как и моей, связана с городами: Нефтекамск и Бирск.
Однако самая главная новость состоит в том, что современная уфимская «родовая ветка» ведет свою историю от села Ярославка, где, по рассказам её отца, родился прадед «уфимской Александры» — Ярославов Никифр Петрович.
Для того, чтобы уточнить историю этого села пришлось мне поработать с поисковыми системами. Не менее удивительным оказалось то, что село Ярославка в разных источниках отождествляется с селом Никольское. Дословно информация анонсируется вот так: «село Ярославка (Никольское — от названия каменной церкви во имя святителя и чудотворца Николая)».
С учетом того, что именно Никольское в документах моей бабушки Ярославовой Александры Николаевны значится как место её рождения, мною параллельно стал изучаться вопрос и о селе Никольском тоже.
Первое письменное официальное упоминание о Никольской слободе, сельце Березовском или Никольском, что на Березовке зарегистрировано в 1596 году. С 1795 года Никольским официально именовали все ту же деревню Березовка, основанную на месте явления иконы Николы-Закамского. Никольское («Березовка» — тож) — так про неё писали в летописях. С конца же XIX в. по настоящее время село называется Николо-Березовка.
Отсюда естественно возник вопрос: «Не являются ли названия: Николо-Березовка, Никольское и Ярославка, разными именами одного и того же поселения.?» Либо, в данном случае, мы имеем дело с поселениями-спутниками вокруг Никольского храма, построенного в честь явления иконы Николы-Закамского.
Указанием на то, что вышеназванные поселения располагаются где-то рядом является взаимосвязь биографии Ярославых с историей города Нефтекамск, находящегося в 10 километрах от с. Николо-Березовка. После открытия нефти в Башкирии многие из тех, кто ощущал себя в душе геологом-романтиком, переехали в новый город нефтяников. В этом городе жил в свое время не только мой отец Борис Ярославов, но и сейчас проживает Ярославова Любовь Степановна — родная тетя, как я её назвала, «уфимской Александры».
Среди сел с названием Ярослава (оно же Никольское) упоминается также село бывшего Златоустовского уезда (160 верст на северо-запад), где-то в районе Черного ключа, реки Ай, речки Ярославки (Ераславу башкирская интерпретация ). Можно было бы подумать, что это разные села.. Однако если посмотреть церкви Уфимской Епархии, то в Башкирии только одна церковь в селе Никольском, основанная на месте явления иконы Николы-Чудотворца. И эта церковь находится в селе Николо-Березовка. Среди важных объектов в селе Ярославка (Никольское) упоминается 2 ярмарки; ссудосберегательное товарищество www.ufagen.ru. Центром ярмарок была и Николо-Березовка (Никольское). Ежегодно проводилась ярмарка (6—9 декабря), еженедельно базар с 15 торговыми и 32 ярмарочными лавками. Базарная площадь сдавалась в аренду на 12 лет, обросла лавками и ярмарочными рядами, которых здесь было более 40 и которые занимали 20 крупных обосновавшихся здесь фирм. Основным населением села становятся купцы. Главная улица тогдашней Николо-Березовки так и называлась «Купеческая» www.bashinform.ru.
Таким образом, по нескольким параметрам поиска получается, что все-таки мы имеем дело с одной группой близко отстоящих друг от друга поселений, сливающихся в одно. Самое древнее, по названию Березовка, затем Никольское, позже Ярославка и Николо-Березовка. Естественно возникает вопрос о совпадении названия села Ярославка с фамилией Ярославовы. Но это как раз может быть связано с историей самого села. Ведь в середине века Кама была чуть ли не единственным путем, по которому шли торговые суда на Урал и в Сибирь. Посередине пути между Чусовой и волжскими городами купцам Строгановым был нужен промежуточный перевалочный пункт. Им стала Никольская слобода, впоследствии Николо-Березовка. Первыми поселенцами ее были пришельцы из внутренних губерний. Здесь и была построена деревянная крепость, охраняемая бежавшими сюда казаками. К концу XIX века село стало своеобразной хлебной столицей всего побережья Прикамья. Как мною упоминалось в прежних статьях, казаки и вольные люди прибывали из Новгородской, Ярославской, Псковской губерний, через пермские земли («Никола Чудотворец — бессменный «премьер министр», главный «экономист и хозяйственник» Руси». Таковы же «географические следы» и рода Ярославовых. Сам род впервые упоминается в контексте Чернигова. Аналогична и история села с названием Ярославка. Одноименные села были в разные даты в Черниговской губернии, в Ярославской губернии, рядом с Тулой, Тамбовом, два таких села в Башкирской губернии ( бывшие Златоустовский уезд и Дуванский район), и есть село Ярославка около Омска. (www.vgd.ru)
В контексте юбилейной даты присоединения Башкирии к России важно обратить внимание на то, что многие села в 18—19 веках, в частности, и село Ярославка, образовывались в рамках договора, подобного договору аренды, с вотчинниками-башкирцами. Второй стороной договора были пришлые из внутренних (со стороны Москвы и Новгорода) губерний крестьяне, казаки и пр. Селились сразу по сотне дворов. Землю брали на 30 лет. «Цена вопроса» такова: «За припуск башкиры получили от крестьян 500 руб. и обязательство, что последние в течение 30 лет будут платить всем селом ежегодный оброк в размере 40 руб». «Сверх того на угощение шесть ведер горячего вина, на зерезь — шесть коней». Припуск, надо так понять, это нечто типа разового первоначального платежа, подобного бонусу в современном недропользованиию. И «банкет» тоже прописывался официально, в отличие от сегодняшних традиций, что в принципе объяснимо, ведь земли сдавал в аренду «собственник» ( коренное население).
Можно было бы подумать что отношения между «пришлыми» и башкирами строились совершенно мирно на договорной основе. Но это было не совсем так. Судя по тому, что в 1640—1650 годах башкирам понадобилась «сберегательная память» на их владельческие права, а также судя по тому, что «память» эта дана была для защиты от посягательств жителей деревни Березовски и села Сарапула (противоположный берег Камы, откуда и прибывали вольные мужики), «пришлые» активно и где-то даже агрессивно осваивали закамские территории. Но позже отношения приняли более цивилизованный характер. Т.е земли получали в аренду и возникали селения — спутники К примеру, в 1738 г. башкиры-вотчинники Енейской волости отдали сарапульским крестьянам, в т. ч. и березовскому ясачному крестьянину Семену Кирьянову и другим в оброчное владение на 10 лет «вотчину свою вверх по Каме реке против села Сарапула на луговой стороне по обе стороны — бортные ухожьи, хмелевые шипанья, пашенные земли, сенные покосы, да во оных же речках Канбарке и Ишбае со всякою рыбною ловлею и з бобровыми и выдерными гонами».
Как видим, русские села расширялись за счет «скупки» земель и вслед за обрусением территорий все дальше на Восток простирались границы государства российского. Кратно, как эхо, повторялись при этом названия русских деревень западной (черниговско-новгородско-московской) Руси.
правда улица называлась купеческая я родилась в березовке там же родилась моя мама ангелина проскурякова мой прадедушка федор проскуряков служил в никольской церкви старостой фамилия проскуряковы переводится как женщина раздающая в церкви просфоры мама и бабушка рассказывали какое это было богатое село пока его не снесли в связи с угрозой затопления во время войны в доме у мамы второй дом от церкви в сторону к устью пензы реки жили эвакуированные со всех концов страны дом был большой пятистенный жили евреи прибалты из ленинграда семьи и мама и бабушка всегда жили только березовкой и моя душа всегда тоскует по родине есть на той земле что то сильное что не отпускает зовет обратно